Марина Гоношиліна
Рік випуску: 2002
Сертифікат першого ступеня "Управлінець" №8
Найвища нагорода ліцею "Lecos" - "Надія ліцею" (2002 рік)
Освіта: Київський національний економічний універиситет, міжнародна економіка
Робота: Enactus Україна, голова організації
Рефлексія, приурочена 25-річчю ліцею
Квітень 2016 року
Нам сформулировали задачу написать, что было тогда, а что сейчас. С момента моего выпуска из Лицея прошло уже 14 лет. И вернуться на 14 лет назад, соотнести с тем, что сейчас, у меня заняло много усилий. Откровенно говоря, мне стало страшновато.
После Лицея, уже в университете, я плохо воспринимала лекции. Помню, как лекции по политэкономии я рисовала в схемах. И пыталась их обсуждать со своими одногруппниками. Они подумали, что я немного сумасшедшая.
Я часто возвращалась в Лицей. Как оказалось, другие мыслят по-другому. А в Лицее мы могли говорить и обсуждать на одном языке. Наверное поэтому, многие лицеисты не только дружат, но и занимаются или занимались общим делом.
Управленческая подготовка или профкурс нас выворачивала на изнанку. Мы уходили из амебного мира в мир понимания действительности. Мы делали, а потом анализировали - что же произошло. Я научилась взаимодействовать в команде, решать конфликты, управлять проектами, быть готовыми ко всему и брать на себя ответственность. Психологи, так нелюбимые АП, называют сейчас это эмоциональным интеллектом. Мне нравится это словосочетание. Интересно, как эти навыки сейчас больше всего ценятся и культивируются.
Когда нам было 13-16 лет никто из нас конечно не понимал, что с нами происходит. Кто-то называет НУП в Лицее - экспериментом. Мне не очень нравится это определение. Нас погружали в деятельность и задавали рамки. И мы благодаря этому тренировали навыки. Не было такого, что вот ты, Марина, займись организацией лицейских игр “Хозяйство”. Сделаешь - получишь оценку. Нам же никогда не ставили оценки за это. Потому что это был тренажер. Надо было на него стать и делать - не важно правильно или нет. В этом и смысл всего. Главное после сделанного - отрефлектировать.
Задавая себе вопрос, а что же я натренировала, думаю, что следующее: брать на себя ответственность; работать в команде; быть готовым ко всему и решать задачи, решения которых еще никто не придумал. Я не знаю, кто именно будет читать эти наши тексты. Те молодые люди, которые еще учатся в Лицее, возможно, не поймут многое из написанного нами. Просто потому что, не было еще ситуации, в которых эти навыки были критичным.
Я очень надеюсь, что в Лицее и дальше будет существовать подготовка, основанная на деятельности. Это и есть самое нужное образование. Такой себе конструктор. Хочешь быть готовым ко всему и выносливым - занимайся фитнесом. Бегай по парку. Хочешь научиться говорить и влиять - занимайся актерским и делай доклады (доклад не в воздух, придумай себе цель, что от твоих слов должно произойти, измениться). Хочешь сделать что-то - это всегда управление людьми - иди и организуй что-нибудь на профкурсе или на другом кружке. Хочешь понять зачем это все - проводи рефлексии. Сначала на бумаге - сам с собой, а потом в коллективе. В лицее должен быть такой курс - отдельный, сильный, еще более насыщенный чем все академические предметы. С выездами, играми, фитнесом. Потому что, я тут осознанно смело скажу, мне не известно другое место, где детей и подростков по-настоящему образовывают.
Сейчас я бы составила длинный список навыков, которым должен обладать современный человек. И в программе подготовки лицея должны быть активности, которые позволяют «прокачать» те или иные навыки. Мне кажется, такой подход был бы более системным, а для лицеистов их образование более осознанным, насколько это возможно. Некоторые навыки мне не удалось “прокачать”. Я не очень умею и люблю писать тексты, выступать. И сейчас себя ломаю, потому что без этих навыков в любой профессии тяжело, ты как бы не целостный.
Отдельно хотела написать про АП. Я думаю, что АП повлиял на меня больше всего в жизни. Своим примером собранности и готовности он показывал, каким нужно быть. Как строить семью. Учил задавать себе вопрос, а зачем тебе это, Марина, надо, чего ты хочешь. Я не ко всем его советам прислушалась и не на все его вопросы ответила.
Особенно мне нравилось про мотивацию. Тут не очень культурно будет писать, как АП высказывался на это тему. Сейчас есть много разных книг и тренингов про мотивацию себя, команд, других людей. А я все время вспоминаю высказывания АП, суть которых сводилась к тому, что мотивацию придумали психологи для людей, которые не могут понять, зачем они что-то делают.
Я бы очень хотела еще раз погрузиться в какую-то деятельность с АП. Провести рефлексию. Выслушать правду. Половину не понять. И пробежать 20 км кросса вдоль замерзшей Волги зимой при минус 20 и снега по колено.
Вся эта лицейская ретроспектива пробудила множество воспоминаний. Я помню, как Стелла Анатольевна нас заставляла учить всех персонажей «Анны Карениной», составлять их профиль. И как она всех своих учеников до сих пор помнит и называет по имени-отчеству. Я не знаю, правда это или байка, но я почему-то тогда считала, что Стелла Анатольевна работала в КГБ. Так или иначе, она проявляла к нам огромное уважение, это был огромный кредит доверия, уважать нас, таких балбесов.
А на парах Ларисы Ивановны я просто не могла понять, как можно было нам в 13-14 лет проходить по программе зарубежной литературы «Фауста», «Божественную комедию» и «Декамерона». О чем с нами там можно было рассуждать?! Как мы с ней недавно выяснили, она тоже была в недоумении.
Фарид Захарович привил мне любовь к истории. Я даже не могу сейчас сказать почему, но мне было интересно. А его коронная фраза: «Молчи женщина, твой день 8 марта»?! Это я запомнила. Как-то вместо пары по истории он нам в классе информатики показывал фильм «Каждое воскресение» про то, как должна работать команда. (Для Валентины Николаевны: все нецензурные сцены он проматывал). Я этот фильм уже пересмотрела раз 20, честно.
А с Нежданною Юрьевной и еще группой лицеистов мы ездили в Тольятти. И организовывали лицейские игры. На паре по валеологии она нас учила дыхательным техникам, как правильно дышать.
У меня в голове только одно восклицание: да где еще с нами могли такое делать? Мое 5-летнее университетское образование было ничто по сравнению с 4 годами учебы в Лицее.
Коментарi